Как простая вещица подсказала уральскому инженеру форму эталонного танка

такоград1-с«Мыльница» для танка

Как простая вещица подсказала уральскому инженеру форму эталонного танка

На Комсомольской площади в Челябинске на постаменте стоит настоящий танк. Уже несколько поколений выросло, зная и видя его. Выпущен не один комплект открыток о городе, где есть этот монумент.

Балжи Михаил Федорович— Почему здесь был установлен танк? – спросил экскурсовод у группы школьников.

— Недалеко находится ЧТЗ, а в войну наш город называли Танкоградом, — ответил один из подростков.

— А какой марки танк стоит на этом пъедестале?

Этот вопрос никого из ребят не заставил задуматься: конечно, это танк Т-34.

И так думают большинство – взрослых и детей – кто видит этот танк. А ведь правильный ответ – это тяжелый танк ИС – Иосиф Сталин. Танк Победы, именно такие машины вели бои на улицах Берлина, именно им по силам было пробиваться в прямом смысле сквозь стены домов, ставших для фашистов крепостью на их последнем рубеже.

А ведь именно тяжелыми танками прославился Танкоград в первую очередь. Еще меньше знают современные челябинцы имена те людей, без кого история Танкограда была бы неполной.  Возможно, назовут имена даже не всех «генералов» танкового производства – Зальцмана, Котина, Духова…

Среди тех, кто создавал и вошел в историю легендарного Танкограда, был и Михаил Балжи. Он появился на Урале  за несколько лет до начала  войны. Родился будущий танкостроитель в Екатеринославской губернии в семье грека, переселившегося на Украину.

Став инженером, по разнарядке Наркомата был направлен на Челябинский тракторный завод. На ЧТЗ в это время разворачивалась работа над новым дизельным трактором С-65 (Сталинец-65). Осенью 1935 года Балжи был включен в состав опытно-конструкторской группы. Работа конструкторов завода увенчалась успехом — в мае 1937 года на Всемирной промышленной выставке в Париже (Франция) трактор С-65 получил «Гран-при».

В эти годы было принято решение о привлечении тракторной промышленности к выпуску военной техники. Михаил Балжи руководил совершенствованием конструкции тягача С-2 (Сталинец-2) и внедрением его в серийное производство. Был награжден знаком «Передовой конструктор советского машиностроения».

За год до начала войны вышел приказ наркома об организации на ЧТЗ производства тяжелого танка КВ (Клим Ворошилов), разработанного Ленинградским Кировским заводом. В Челябинске было создано специализированное конструкторское бюро по танкам, заместителем начальника в нем стал Балжи.

Под Новый год 31 декабря 1940 года был собран первый челябинский танк КВ-1.

В конце 1941 года на базе ЧТЗ, объединившем к тому времени восемь эвакуированных предприятий, был создан Танкоград – по сути, гигантский промышленный комплекс.

С  октября 1941 года Михаил Балжи  — старший инженер машины, то есть он вел её от проектирования до постановки на производство. С Балжи связано появление облегченного варианта тяжелого танка КВ-1С. Позднее на базе КВ-1 были разработаны проекты ряда других машин, в том числе, при непосредственном участии Михаила Федоровича, создавалась артиллерийская самоходная установка СУ-152.

Летом 1943 года Балжи становится заместителем главного конструктора Танкограда. Участвует в разработке проекта и руководит производством нового тяжелого танка — ИС (Иосиф Сталин). Как легенду вспоминают на заводе такой случай. Как-то  внимание Балжи привлекла обычная мыльница. «Вот таким должен быть профиль башни — низкий, слегка приплюснутый, полусферический».

У военных есть поговорка: хорошее оружие устаревает медленно. Американский журнал «Милитари ревю» в 56-м году писал: «Советский тяжелый танк ИС-3 — один из самых мощных современных танков… Он имеет исключительно низкий силуэт, а также эффективное бронирование корпуса и башни. Созданный советскими конструкторами ИС-3 представляет собой выдающийся танк… »

То есть, и через  десять лет после окончания войны ИС-3 считался эталоном тяжелого танка.

Очертания танка ИС-3 оказали влияние на послевоенное конструирование форм броневой защиты танков всего мира. В СССР эту форму использовали на среднем танке Т-54А, в дальнейшем — на танках Т-72В и Т-80. Форму корпуса и башни позаимствовали разработчики американского танка М-8, английского «Конкерор» и немецкого «Леопард I».

После окончания войны Михаил Балжи  руководил запуском в производство тяжелого танка ИС-4 и артсамохода на его базе.

Весной 1947 года Михаила Фёдоровича Балжи назначили главным конструктором завода. Под его руководством создаются новые машины: сельскохозяйственный трактор С-64, артиллерийский тягач АТ-С, начинаются работы по созданию первого в стране трактора мощностью 140 лошадиных сил, предназначенного для выполнения тяжелых земляных работ.

С 1949 года Балжи по совместительству преподавал в ЧПИ, а в 1952 году ушел туда на постоянную работу, заведовал танковой кафедрой, которая в целях конспирации называлась «Колесно-гусеничные машины» — «КГМ».

В 1965 году создатель тяжелых танков стал доктором технических наук, профессором.

Умер Михаил Фёдорович Балжи 13 сентября 1970 года. Похоронен на Успенском кладбище в Челябинске. На могиле установлен барельеф с его изображением.

Музеем ЧТЗ разработан специальный маршрут по дорогам Танкограда. Вместе с сотрудником музея школьники и взрослые  проходят мимо привычных домов, останавливаются, чтобы узнать, какие люди и события были связаны с этими местами в годы Великой Отечественной войны. Сотрудники музея стремятся пригласить пройти Маршрутом Танкограда как можно больше школьников. Нередко слышат: что вы с этой милитаристской историей, детям сейчас это не интересно.

Они отвечают: может это и милитаристская история, но – история, давшая Челябинску собственную неповторимую судьбу. И об этом нужно знать. И этим нужно гордиться. А иначе – без истории – может произойти то, что произошло на Украине, разве не так.

…Группа школьников остановилась перед танком на Комсомольской площади. Что это за танк и почему он здесь?

Сергей Белковский

 

Запись опубликована в рубрике Ностальгические прогулки по Челябинску, ЭКОновости и ЭКОновинки с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий