Истории о танках и танкоградцах. УРАЛ / По главной улице Танкограда, Медовые танки Михеевых. Железные актеры ЧТЗ

%d1%82%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%b41-%d1%81История Великой Отечественной войны связала воедино Челябинск и Танкоград. Второго такого города не было и нет в истории  страны. Он был и остается в памяти ветеранов Великой Отечественной войны.

Но память об этом должна жить не только у ветеранов, которых становится все меньше и меньше. Истории эти должны стать близкими и тем, чьи уже даже не деды, а прадеды пережили страшные годы Великой Отечественной войны.

Вот несколько историй, связанных с танками и танкоградцвми. Истории с Урала.

По главной улице Танкограда

Не случайно, отметив свой 280-летний юбилей, Челябинск и челябинцы 6 октября впервые отметили День героев Танкограда. За появления такого дня проголосовали депутаты городской думы.

%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%ba%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%b4-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b0-%d1%81А музей ЧТЗ предложил ввести в туристическую жизнь города новый маршрут – по главной улице Танкограда. Помощником  для всех желающих пройти по главной улице Танкограда стала книжка, выпущенная благодаря депутату Государственной Думы Владимиру Бурматову. Позже по инициативе «За возрождения Урала» было выпущено новое издание, дополненное и иллюстрированное историческими и современными фотографиями памятных мест на главной улице Танкограда.

В предисловии губернатор Борис Дубровский говорит:»Великая Отечественная война стала суровым испытанием нашего народа, одновременно показала и самые лучшие его черты: бесконечную преданность Родине, мужество и героизм, самоотверженность и самопожертвование, великую силу духа и великую силу мысли. Легендарный Танкоград-Челябинск очень ярко это выразил в своей военной истории. И сегодня его главная улица – улица Спартака в годы войны – хранит память о великом подвиге».

%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%ba%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b07Накануне очередной даты – Дня Победы давайте  пройдемся по главной улице Танкограда.  Начинается этот маршрут от моста, который сегодня пересекает главную улицу города – проспект Ленина. В тридцатые это была улица Спартака. Сама железнодорожная ветка  появилась  еще до революции и связывала Челябинск с Екатеринбургом. С начала войны по старой ветке пойдут эшелоны с танками – с завода.  В мае 43-го по рассказам старожилов здесь сойдет с рельсов эшелон с танками, часть из которых загорелась. Место аварии сразу оцепили, искали диверсантов. Но причиной была неисправность пути на насыпи.

Есть в Челябинске дом, который называют «испанским» — в 39-м году в нем поселили так называемых  «испанцев» — членов интернациональных  бригад, участвовавших в боях в Испании во время фашистского путча.  Среди них был  и активист антифашистского движения Альберт Хесслер, работавший перед войной на ЧТЗ. В годы войны он стал  разведчиком-радистом легендарной «Красной капеллы».

%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%ba%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b45Два года в Челябинске станут для него счастливыми: к участникам интербригад, плохо говорившим по-русски, прикрепляли помощников. Таким помощником для Альберта стала молодой врач Клавдия Рубцова.

Дан приказ ему на запад.

Ей — в другую сторону…

В начале войны Хесслер был вызван в Москву. Зачислен в разведшколу. А врача Рубцову отправили на Дальний Восток. Больше они не встретятся. Останутся письма к Клавдии, которые  будут изданы на немецком языке в ГДР отдельной книгой «Письма к Клавдии».

Альберт Хесслер в августе 42-го был переброшен за линию фронта – установить связь с «Красной капеллой», действовавшей в Берлине. Вскоре  Хесслер был схвачен гестаповцами. Рассчитывая предупредить Центр о провале, разведчик начал сотрудничать и включился в радиоигру с Москвой. Направил туда сигнал тревоги, какой был заранее согласован с Центром. Но советские радисты  приняли его за сбой. Поняв, что его сигнал не принят в Москве, Альберт Хесслер отказался сотрудничать с гестапо и был казнен в январе 1943 года.

В память о нем на «испанском доме» установлена мемориальная доска.

%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%ba%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%b46В этом доме в годы войны будут жить еще два легендарных человека. Два главных конструктора Танкограда – Жозеф Котин и Николай  Духов. В первые дни войны Котин и Духов приезжают в Челябинск. ЧТЗ специализировался на выпуске тяжелых танков. Конвейер для выпуска Т-34 появится летом 42 года после остановки Сталинградского танкового завода.

— Сейчас, пожалуй, не скажешь, кто первым назвал челябинский исполин предельно точно – Танкоград. – вспоминал позднее Ж. Котин, — Под одной крышей  в первые месяцы войны соединились Ленинградский Кировский завод, Харьковский дизельный, Челябинский тракторный. Задания мы  выполняли самые  разнообразные: модернизировали  старые танки, создавали новые, строили самоходные установки. Как на фронте продолжались бои с фашистами, так и у нас не затихала ежедневная, ежечасная борьба с гитлеровскими конструкторами.

Память о  Котине, как о главном конструкторе, хранится  в Челябинске – на доме, где он жил, размещена мемориальная доска. Одна на двоих – ему и Духову.

Рядом с этим домом – школа возле танка, так называют школу №48. Здание открылось  «под школу» в августе 41-го, но осенью было отдано эвакуированным ленинградцам. Переоборудовано позднее  было под госпиталь, как и многие школы города.  С историей Танкограда  это здание связало лето 42-го года: здесь жили и ждали отправки на фронт бойцы  формировавшейся гвардейской танковой бригады. Завершит она свой путь в Праге в 45-м. В память о танковой бригаде на фасаде школы напоминает мемориальная доска.

%d0%b4%d0%b5%d0%b2%d0%be%d1%87%d0%ba%d0%b02-%d1%81А рядом со школой – тот самый танк на пьедестале. Сейчас  современные горожане, особенно юные, считают, что это легендарный танк Т-34. Но это не так.  Это – тяжелый танк ИС-3 – «Иосиф Сталин».

В середине 60-х годов, когда День Победы только становится  официальным  праздником в стране, в Челябинске -Танкограде на пьедестал был установлен танк, ставший одним из  символов этого уральского города. Местом для него выбрана Комсомольская площадь.  Танк ИС стал достойным ответом  немецкому танку «Тигр», вести бой с которым легендарному Т-34 было сложно. Именно ИСы стали танками Победы – они вели бои на улицах немецких городов и в Берлине. Именно они, если нужно, могли проходить сквозь стены и развалины домов.  Поэтому именно этот танк поднялся на пьедестал в 65-м. Кстати, поднялся своим ходом, по специально построенной эстакаде. На постаменте высечены слова: «Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь Победу над врагом».

А рядом  — детский парк. Сейчас он носит имя космонавта  Валентины Терешковой. Парк был заложен в мае 45-го. Тогда его называли «Зальцмановским садом» в честь тогдашнего директора завода. О том времени уже напоминают лишь две скульптуры – девочка с ведром и девочка с козой. А о Танкограде и его людях  — бронзовый  памятник-бюст Ивану Трашутину.

В годы войны выпущено было учебное пособие, которое помогало танкистам – «Рекомендация по эксплуатации двигателя В-2» Ивана Трашутина.  Его двигатель назовут шедевром  инженерной мысли в мировой бронетанковой технике. Его двигатель пришел на смену  взрывоопасным бензиновым карбюраторным  двигателям.

Иван Трашутин покинет Харьков  с последним эшелоном. Чуть не погибнет – в дом, где он находился, попадет бомба,  будущего легендарного конструктора  откопают из-под завалов.

%d1%82%d1%80%d0%b0%d1%88%d1%83%d1%82%d0%b8%d0%bd-%d1%81Еще об одном человеке-легенде обязательно узнают те, кто пройдет маршрутом Танкограда. Его называли танковым королем и звали Исаак Зальцман. В войну он был директором завода и одновременно  заместителем наркома танковой промышленности.  А после войны  именно он руководил переходом ЧТЗ на мирные рельсы – выпуск тракторов. Это оказалось трудной задачей, в войну шла мобилизация всех сил. В начале 46-го года появится новая модель трактора С-80.

В Челябинске Зальцмана не станет в 49-м, когда начнется «лененградское дело».  Существует версия, что когда Сталину докладывали о вине Зальцмана, тот спросил: кем он начинал? Оказалось, мастером на Кировском заводе. Сталин решил: пусть вернется к этому занятию.

Наград и званий Зальцмана не лишили.  Так на небольшом заводе появился мастер, который в дни праздников надевал генеральский мундир, на котором сияли звезда Героя Социалистического труда, три Ордена Ленина, ордена Суворова и Кутузова.

фото танк— В истории нашей страны есть события, которые  не должны быть подвластны старению, с каждым прожитым годом высвечиваясь все ярче, — считает директор музея ЧТЗ Надежда Дида, — Великая Отечественная война и вклад тружеников Танкограда в великую Победу  — из их числа. И еще челябинцы, особенно молодые, должны знать и помнить: Танкоград – это не только ЧТЗ. Весь город стал Танкоградом. Если мы пройдем сейчас от нашего музея в сторону ЮУрГУ, то увидим гостиницу «Южный Урал», где в годы войны жили специалисты, приезжающие на чТЗ. А перед этим домом – «Детский мир», где в годы войны располагался наркомат танковой промышленности. Весь город жил и работал, как единое целое.

В Москве есть знаменитый «дом на Набережной», стены которого хранят память о десятках выдающихся людях советской страны, о чем напоминают мемориальные доски на стенах дома.

В Челябинске есть квартал – пройти его можно за час – «квартал Танкограда». Такой единственный в городе, стране и, наверное, в мире.

Сергей Белковский

Фото Сергея Белковского и архивное фото.

Медовые танки Михеевых

Михеевы-танкистыДед челябинской пенсионерки отдал свое «медовое состояние» на танковую колонну

Лидия Александровна Гаврилина (по отцу Михеева) гордится своей семьей. Только делает это все тише и незаметнее – кому это сейчас надо? А гордиться есть чем. Семью Михеевых прославили девять сыновей – Виктор, Петр, Михаил, Семен, Владимир, Иван, Федор, Павел и самый старший – Александр, ее отец.

Михеевы - мемориалБратья создали танковые экипажи, за которыми закрепилась слава лучших на Дальнем Востоке, где они служили перед Великой Отечественной войной. Сам Блюхер лично благодарил Михеевых за отличную службу. 23 февраля не забываю поздравить Лидию Александровну, еще со школьных лет, подругу моей мамы с днем рождения. И стоит вспомнить про историю о танках братьев Михеевых, ведь это уникальная и яркая страница в истории Великой Отечественной войны еще и семейная история челябинки.

В 39-м году пять братьев поступили в Ульяновское танковое училище. За год до войны окончили его и были направлены на западные границы страны, во Львов. Тогда в нашей армии впервые сформировалась танковая рота, командный состав которой целиком состоял из братьев Михеевых. Мало того, их отец, известный пчеловод, когда сыновья стали танкистами, внес на строительство танковой колонны все свои сбережения – 50 тысяч рублей.

В начале войны училище закончили остальные братья, воевали на разных фронтах. Из девяти погибли двое, оба в первые месяцы боев – танкист Иван и связист Александр, отец маленькой Лиды.

Вспоминая историю своей семьи, Лидия Александровна говорит:

— Поженившись, родители из Ульяновской области, где тогда жили, вместе с мамой приехали на строительство Магнитогорска. Позже перебрались в Челябинск, где родилась я. Братья, служившие во Львове, звали папу с семьей к ним. В 40-м году мы туда переехали. Ближе к войне, как можно сказать теперь. В первые дни войны  папа проводил жену и трехлетнюю дочь с одним из последних эшелонов в Ульяновскую область, к родственникам. А сам ушел на фронт.

У Лидии Александровны от ее мамы осталось несколько писем отца – тех, первых месяцев войны. Вот эти простые строки:

“Дорогие мои, нахожусь в 20 километрах от Киева, командир отделения отдельного линейного батальона, обучаю бойцов работе телефониста. От вас не получил ни одной весточки. Прошел месяц, как проводил эшелон, все болею за вас, ночи не сплю, ничему не рад. Отослал десять писем, но ответов нет, ничего не известно.”

Из другого письма:“Каждую минуту вспоминаю, Шура, тебя и Лидочку. Отправил вам деньги и два письма, получили ли вы?”

На пожелтевшей бумаге – давно выцветшие слова близкого человека. Они живые. Сколько бы раз ни читала их Лидия Александровна, дыхание у нее перехватывает, появляются слезы. Она не помнит голос своего отца, а вот слова, обращенные к ней – через письма, знает наизусть.

“7 сентября. Наконец-то получил от вас первое сообщение – телеграмму и пять писем. Очень рад, что остались живы. Я весь о вас изболелся. Теперь я хоть доволен, что вы счастливы тем, что уехали из Львова. Немцы издеваются над русскими, убивают много мирных жителей. Много детей покалечено, хватали прямо из рук матерей и убивали.

В деревне вы как-нибудь проживете в тихом месте. Вы не одни эвакуировались, много таких. Крепитесь. Я написал своему командиру, что жена больна, просил обеспечить жильем и пайком-питанием».

“Еду на другое место, очень опасное, возможно, даже придется погибнуть. Все посылаю вам, мне ничего не нужно, а вам пригодится. Шура, береги Лидочку, я ее очень жалею. Все вспоминаю, как она боялась бомбежек и пряталась под стол”.

Больше писем не было. Отец Лиды пропал без вести.

Подполковник Владимир Михеев дошел со своей частью до Берлина и за всех братьев расписался на здании рейхстага.

— В 44-м году мы с мамой вернулись в Челябинск к ее брату. Начали жить без отца, с нуля, так как и квартира и все имущество остались во Львове. Мама работала в школе-интернате для глухонемых детей воспитателем, потом завучем. Ютились в маленькой комнатушке при интернате, он располагался на том месте, где сейчас кукольный театр. Накануне выборов в Верховный Совет добрые люди посоветовали нам написать в Москву. Мы обратились к командующему бронетанковых войск Ротмистрову. Приехала комиссия, обследовали жилье, ознакомились с документами, книгами и статьями о семье Михеевых. Только после этого, через 22 года, мы получили квартиру-“хрущевку”, в которой я живу до сих пор.

Лидия Александровна закончила пединститут и сама проработала 36 лет в том же интернате, где трудилась ее мама. Была учителем географии и химии, стала отличником народного просвещения. Про таких, как Лидия Александровна, говорят: “дети войны”.

Теперь про деда, Дмитрия Федоровича. Он работал пчеловодом на Дальнем Востоке, награжден орденом “Знак Почета”, участвовал на ВДНХ, где был награжден малой Золотой медалью.

Я пытался выяснить, что можно было тогда купить на 50 тысяч рублей, которые дед Лидии Александровны внес на строительство танковой колонны, но так и не нашел ответа. Понятно, что сумма была огромная, иначе бы сам Сталин не направил крестьянину-пчеловоду телеграмму, в которой поблагодарил его за заботу о Вооруженных силах страны.

У Лидии Александровны хранится небольшая фотография с подписью: “На память от дедушки и бабушки. 1955 год”. Этот снимок они получили с гостинцем от дедушки – двумя бутылками из-под шампанского, заполненными медом. Долго не могли достать этот мед, пришлось бутылки нагревать, чтобы он растаял и вытек.

Как знать, может быть.  если бы дед Лидии Гаврилиной и другие граждане нашей страны в то тяжелое военное время не отдавали фронту все, тогда и Победа стала бы еще более тяжелой, отодвинулась бы от 9 мая 1945 года намного дальше…

Все чаще говорят. что  время бескорыстного патриотизма уходит, а может, и ушло. Поэтому об историях, подобных этой, забывать не надо и нельзя, сколько  лет нас не отделяло бы от очередной даты Дня Победы.

михеевы-танкКстати. За время Войны с Германией и Японией братьями Михеевыми было уничтожено около 200 вражеских танков, орудий, бронетранспортеров и автомашин.

В 2005 году в Кировском районе Приморского края был установлен памятник героям-танкистам. На постаменте возвышается легендарный танк Т-34, а на плите под ним выгравирована надпись: «Братьям-Михеевым, патриотам-танкистам, в ознаменования Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».

Иногда от потомков тех Михеевых приходят в Челябинск письма с Дальнего Востока с весточками и поздравлением с Днем Победы – для Лидии Александровны, дочери одного из братьев-танкистов.

Сергей Белковский

Снимки из открытых источников.

Железные актеры ЧТЗ – в «гриме» и без

летят журавлиИх уважительно называют «железными актерами». Речь не о голливудском Терминаторе, которым засматривались в середине 90-х и мы в России.

Речь о других героях и другого кино – нашего. «Актеры» все эти вышли с одного уральского завода — ЧТЗ.

трактористыКогда в 33-м году ЧТЗ стал выпускать свою продукцию – это сразу было замечено и отмечено.  Гусеничная техника Челябинского тракторного стала менять жизнь Советской страны – и на стройках городов и на колхозных полях. И как точно отмечает автор документального фильма «Железные актеры ЧТЗ» Всеволод Смирнов железного коня не могли обойти создатели самого важного из искусств – кино.  Всего было найдено около сорока знаменитых кинофильмов, где снимались тракторы, бульдозеры и танки, выпускавшиеся в разные годы на ЧТЗ.

Дебют в кино произошел в картине «Богатая невеста» Ивана Пырьева.. Здесь в кадре появляется мощный  трактор «Сталинец». Один на всю бригаду.

Конечно же, в тридцатые годы актеры с Урала не могли не оказаться в культовом фильме  «Трактористы».

В годы Великой Отечественной войны у Челябинска появилось еще одно название – Танкоград.  А его продукция заняла свое место во многих знаменитых картинах о войне.

Вспомним  четырехсерийный  фильм «Блокада» и даже  «Летят журавли» – легендарный фильм о любви и войне, где тоже в кадре встречаем танки с ЧТЗ. В фильме есть сцена, где героиня  Татьяны Самойловой перебегает широкую улицу в поисках жениха. В это время по улице следует колонна танков, такие выпускались в Танкограде.

В картине «На войне как на войне» — челябинский танк  ИС -2 сыграл роль немецкой «пантеры».

Свой след железные актеры с ЧТЗ оставили и в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение», фильме, как говорится, на все времена. Министерство обороны выделило тогда для съемок целые воинские подразделения и полторы сотни танков. Часть из них были переделаны в немецкие машины.

Были особые случаи, когда завод участвовал в кинопроцессе.

— Для фильма в 2001-м году на опытном заводе ЧТЗ восстановлены  Т-34 и артиллерийский самоход ИСУ-152. Машины должны были снимать в фильме Валерия Огородникова «Красное небо, чёрный снег», но сценарий поменяли, —вспоминает автор сценария документального фильма Всеволод Смирнов. — В картину  в итоге машины не вошли. Зато стали единственными на Южном Урале экземплярами бронетехники времён войны, которая на ходу. Обе машины стали участниками парадов Победы.

В постсоветскую пору Карен Шахназаров снял фильм с элементами мистики «Белый тигр».  Роль фашистского «тигра» исполнил  в нем тоже «челябинец», загримированный под тяжелый немецкий  танк.

белый тигрС «тиграми» у ЧТЗ была своя история, свои счеты. Причем, в жизни, на войне.

Этот эпизод мог бы  стать сюжетом для современного фильма об Отечественной войне.

Главного конструктора в Челябинске позвали к телефону – звонил из Москвы нарком вооружения Дмитрий Устинов:
– Срочно вылетайте в Ленинград – нужно допросить пленного.
– Но я в языках не силен.
– С этим пленным надо разговаривать на особом языке. Он по вашей части.
Пленным оказался новейший фашистский тяжелый танк «тигр». Такая находка, конечно, была драгоценной для конструктора.. На вопрос, какой советский танк сможет на равных вести поединок с «тигром», конструктор не смог дать ответа. Пушка «тигра» на тот момент пробивала броню любого советского танка.

Задача была поставлена – очень быстро в Красной армии должно появиться оружие, которым можно будет успешно бить «тигры». В истории Великой Отечественной войны об этом сказано лаконично: «По заданию Государственного комитета обороны на Кировском заводе в Челябинске в течение 25 дней был сконструирован и изготовлен опытный образец установки СУ-152, которая с февраля поступила в серийное производство».
Это история из жизни выдающегося советского танкостроителя генерал-полковника инженерно-технической службы Жозефа Яковлевича Котина. Страница из истории Танкограда и Великой Отечественной войны. Наверное, могла бы стать сюжетом для отдельного кинорассказа.

На четыре  дня раньше срока, назначенного ГКО, образец самоходной установки был собран и прошел заводские испытания. В феврале 1943 года новая самоходная артиллерийская установка КВ-14 была принят на вооружение Красной Армии , получила она название «СУ-152». Впервые эти боевые машины прошли крещение на Курской дуге, где встретились – дуло в дуло – с непобедимыми «тиграми».

Всем известно:Т-34, —  легендарный танк Второй мировой войны. Про танк ИС вспоминается меньше, но именно он стоит в виде памятника на Комсомольской площади Танкограда.. Именно они, тяжелые танки, выпускались на ЧТЗ. Тридцатичетверка стала выпускаться лишь тогда, когда производство их стало невозможно на Сталинградском тракторном заводе, перед Сталинградской битвой. ИС – это Иосиф Сталин… Сегодня можно предположить, что большую славу тридцатичетверка снискала, в том числе,  и по идеологическим соображения, чтобы меньше произносилось имя Сталина после разоблачения культа личности. Впрочем, это лишь предположение…
ИС-2 оказался более живучим, чем тяжелый «тигр». Командование вермахта запрещало даже своим танкистам вступать в открытые поединки с ИС-2, предписывалось стрелять по нему только из-за засад и укрытий.

операия ЫНо не только в фильмах о войне снимались «актеры с ЧТЗ». В  культовой картине  советских лет «Кубанских казаках» трактора   С-80 пашут и убирают урожай. В киноэпопее Андрея Кончаловского  «Сибириада»  за спиной героя Никиты Михалкова, сыгравшего нефтяника, появляется в кадре  самоходная буровая установка на базе челябинского трактора Т- 100 м. И даже в комедии отметилась продукция ЧТЗ. Да еще в какой: в картине Леонида Гайдая  «Операции «Ы» и других приключениях Шурика»  в новелле  о стройке с Алексеем Смирновым  есть  запоминающийся  эпизод : персонаж Алексея Смирнова преследует Шурика по стройке  на тракторе Т – 100.

Все эти крупицы киноистории собрали еще три года назад авторы документального фильма  «Железные актеры ЧТЗ». Фильм этот увидел впервые недавно, побывав в музее ЧТЗ.  О нем раньше  даже не слышал, думаю, как и большинство горожан.

— Около шести тысяч посетителей музея в год видят у нас эту работу, — говорит директор музея ЧТЗ Надежда Дида, — А надо бы, чтобы увидели 600 тысяч…

Вспомнилось, как в советское время перед показами  в кинотеатрах смотрели  документальные киножурналы. Не всегда эта хроника была интересной, но был и «Фитиль». Важен сам подход – почему бы юным сегодняшним  южноуральцам не увидеть кадры из этой документальной работы, прийдя в кинотеатр. Или на уроке в школе? Почему это не делается – в Год кино – не понятно. При том, что любим повторять: патриотизм – это когда есть чем гордиться.  И, может быть, зря забываем, что самым главным для нас является кино…

Наверное, сейчас мало кто из остановленных на улицах Челябинска горожан знает, что человек, нарисовавший Чебурашку, начинал трудовую деятельность в цехах Танкограда. Пять лет он жил и работал на челябинском тракторном заводе. Чебурашка стал таким, какого мы видим в знаменитом мультфильме – добрый и пушистый – на рисунках Леонида Ароновича Шварцмана. В начале Отечественной войны будущий классик анимации стал учеником токаря на Кировский завод в Ленинграде, куда перебрался из Белоруссии со старшим братом и сестрой. Осенью завод эвакуировали в Челябинск, среди оказавшихся на Урале был и Леонид Шварцман. Отсюда после окончания войны он отправился в Москву поступать во ВГИК.

Впрочем, это уже другая история.

Сергей Белковский

«Живая история» Танкограда

танк3Как и ветеранов, боевой техники «тех лет» с каждым годом остается все меньше. Тем важнее каждая новая встреча с ними. Когда-то из Челябинска танки уходили на фронт эшелонами, а сам город получил в мире имя Танкограда. Исторические «экспонаты» Челябинского тракторного завода – два танка и артиллерийская самоходка времен Великой Отечественной войны – возглавят колонну боевых колесных и гусеничных машин на параде Победы, который пройдет в Челябинске на главной площади 9 мая.

Это единственные в регионе образцы бронетанковой техники военного периода, которые сегодня на ходу. Поэтому ежегодно к майским праздникам они «вспоминают» свои ходовые навыки, участвуя в торжественном построении войск Челябинского гарнизона.

Во время подготовки к параду предстоит обкатка: танки проедут по заводской территории, чтобы проверить боевые машины на ходу: все-таки возраст у них солидный – за 70 лет. Пройдут необходимую тренировку и экипажи, — отметили в пресс-службе завода. Важно убедиться, что все три гусеничных раритета – танки Т-34, ИС-3, самоходка ИСУ-152 – заводятся и послушны в управлении.

Завершающим этапом подготовки машин станет мойка, при необходимости – покраска. При этом имена  выдающихся конструкторов Танкограда  будут читаться на броне гусеничных реликвий. Это руководивший разработкой самоходки Лев Троянов, автор концепции танка ИС-3 Михаил Балжи и главный конструктор по двигателям Иван Трашутин, чьи дизели типа В-2 ставились на все средние и тяжелые танки. Именными музейные машины предприятия стали к 70-летию Победы, и с тех пор несут на своих башнях известные фамилии.

Знакомя с «экспонатами в броне» на предприятии подчеркнули: «живая» бронетехника на парадах производит впечатление большее, чем те же танки с заваренными люками,  застывшие на выставках и постаментах. Стоит зарокотать дизелям, и каждый из этих легендарных образцов становится настоящим олицетворением истории Танкограда. Так будет и в этом году.

Сергей Белковский

Фото пресс-службы ЧТЗ

Запись опубликована в рубрике Ностальгические прогулки по Челябинску, Точка на карте. Южный Урал с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий