На крыльях «Малыша» — в большую авиацию

Самолет МАЛЫШ

Самолет МАЛЫШ

Челябинск – город сухопутный – проложил дорогу в воздушный океан очень многим молодым людям. Здесь готовят военных штурманов и на Южном Урале много мальчишек мечтали и мечтают о дороге в небо. Как известно, все начинается из детства. Об этом эта история. Достойная стать отдельной страницей в истории российской авиации. История про самый легкий в мире самолет — родом из Златоуста на Урале. А  вспомнить о ней стоит сейчас – накануне Дня космонавтики. Ведь свой первый полет в небо «Малыш»-уралец совершил в этот знаковый день – 12 апреля, в далекие уже 60-е…

…Из жилого дома «выехал» самолет. Подобные «крылья» не встретишь на аэродроме – это самоделка. Самолет назывался «Малыш» и был построен в 1964 году златоустовским самоучкой Львом Александровичем Комаровым и его помощниками – мальчишками из авиамодельного кружка, которым он тогда руководил во Дворце пионеров. Одноместный «Малыш» оказался по тем временам самым легким в мире самолетом. Известие о нем облетело страницы многих центральных изданий, а сам самолет совершил более 800 полетов. Книга Алевтины Левиной – одного из самых известных репортеров «Комсомольской правды» начиналась очерком «из Златоуста».

«Пока прогревали мотор, они с трудом удерживали самолет на месте, а он рвался из рук, дрожа от нетерпения. Взметнулся от пропеллера снежный вихрь, они, двенадцать юных конструкторов, ждали этой последней минуты. И раньше далеко улетали их  модели, им приходилось даже парить на планерах. Но эта машина, любовно окрещенная «Малышом», не была ни моделью, ни планером. Это был их первый «взрослый самолет». Как-то, когда самолет уже был готов во Дворец пионеров приехал знаменитый летчик Водопьянинов. А потом слух о самолете-малютке долетел до конструкторского бюро Антонова.

Там заинтересовались новинкой: один из самых легких в мире самолетов, легче мотоцикла, а мотор аж 32 лошадиные силы. Для взлета «Малышу» нужно всего 50 метров. Управление простое. Конструкторы написали в Златоуст письмо, пригласили Комарова для консультации… Приходило много писем  – один чудак спрашивал, как мотоцикл переделать в вертолет. А из Америки пришло письмо от астронавта – заинтересовала его «для личного пользования» такая модель минисамолета».

Вот краткое описание «Малыша». Одноместный моноплан,  предназначенный для спортивно-тренировочных полетов в пределах радиуса ста километров от аэродрома. Размеры кабины были выбраны теми же, как у учебного планера. Сиденье летчика взято со списанного самолета ЯК-18. На самолете применен двигатель ЛК-2 собственной конструкции. Размах крыла – 6,9 метров, длина самолета – 4,75 метра. Вес пустого самолета – 110 кг, взлетный вес – 200 кг. Максимальная скорость – 110 км/час.

Комарова взяли – без тогда еще специального образования – в конструкторское бюро Антонова. Он экстерном закончил авиаинститут, что само по себе случай уникальный. Работал консультантом по авиационной технике в Польше, где под его руководством проектировались и строились самолеты АН-2, «Искра», АН-28. Комаров стал почетным гражданином Польши и заслуженным деятелем науки и техники Польши. А когда вернулся в Союз, выйдя на пенсию, поселился в Челябинске, где возобновил движение самодельщиков на Южном Урале..

Тогда я с ним и познакомился. Через справочное бюро нашел адрес, позвонил в дверь, а когда открыл пожилой мужчина, убеленный сединами,  первое что спросил: здесь живет создатель «Малыша». Он улыбнулся и пригласил войти. Тогда  Комаров работал директором клуба «Юный техник» производственного объединения «Полет». Зимой Лев Александрович неоднократно приглашал меня посмотреть на полеты. Один раз совершил полет на планере и сам. Правда, в качестве второго члена экипажа, вместе с Комаровым. Полет длился секунд десять, высота – на уровне макушек деревьев на берегу Шершневского водохранилища,  где проходили полеты. Местное водохранилище использовалось в качестве летного поля и только зимой и ранней весной. Планера, сначала один, потом был построен двухместный, в разобранном виде, на специальных тележках, ребята и взрослые руками толкали по дороге. Путь занимал около двух часов, нужно было преодолеть несколько километров. Собирались зеваки, тормозили лыжники, чтобы увидеть маленькое чудо.

Еще ода цитата из «Комсомолки»  полувековой давности: «Пролетают над Златоустом большие самолеты, пролетают, но никогда не садятся – в уральском городе среди гор нет и  ровной площадки для аэродрома. Но каждый год разлетаются по белу свету на больших и маленьких крыльях златоустовские мальчишки. Каждый ли наставник может похвастать, что воспитанники избрали его предмет делом жизни?»

Спустя годы эти слова можно было повторять уже в адрес многих челябинских мальчишек, а местные газеты Комарова называли «ребячьим комиссаром».

Был  у «Малыша» и младший брат. Через двадцать лет в Златоусте ученик Комарова Вячеслав Геннадьевич Рябинин, преподаватель труда школы №4 построил самолет «Школьник». Построили аппарат за полгода. К «Школьнику» приложили руки более сорока ребят 8-9 классов. «Сверху» пришла команда – своими силами самолет не испытывать. «Школьник» привезли в Киев на смотр-конкурс легких летательных аппаратов. Самолет легко собирался за полчаса – всего 8 болтов. Вес самолета был 170 кг, крейсеровая скорость – 110 км/час, дальность полета без посадки – 250 км. Самолет был отмечен дипломом журнала «Техника-молодежи». Вячеслав Рябинин  в 90-м году стал лауреатом конкурса «Учитель года».

Экспозиция о Льве Комарове создана в Златоусте, где он работал во Дворце пионеров. А еще в этом городе   проводился конкурс среди юных техников из Златоуста и Миасса, носящий имя Льва Комарова.
Как-то сын Льва Александровича — Александр Комаров показал мне фотографии, связанные с историей авиации Южного Урала и жизнью своего отца. Вот самолет «Малыш» выгравирован на сувенирном топорике. А вот он в виде небольшой деревянной модели-копии, сделал ее сам Лев Комаров. На борту  модели изображение бегущего Буратино. «Мне было четыре года, когда отец построил «Малыш», — пояснил Александр Львович, — я был малышом и самолет так получил  свое имя». Самолет был одноместным, но на нем Лев Александрович поднимался в небо над златоустовским прудом вместе с маленьким сыном на коленях.
Так что  память о Льве Комарове живет. Конечно,  этот человек достоин книги о себе. Возможно, она появится — такая книга. «Крылья Комарова» — может называться . Ведь речь в ней пойдет и о самом Льве Александровиче, его необычной жизни.  А еще  найдутся в ней страницы о людях, кто хранит в своем сердце память об этом человеке, кто называет  себя «комаровцами».

Такая вот история про “златоустовские крылья”.

Сергей БЕЛКОВСКИЙ.

Иллюстрация — полет самолета «Малыш».

Новости от Эколайфа

ЭкоРубрика ЭКОТОВАРЫ В ЧЕЛЯБИНСКЕ — специальная «полка» нашего сайта, где размещаются материалы о новых товарах, поступивших в отдел Эколайф. Здесь можно больше узнать о товарах, за которыми вы собираетесь  в отдел Эколайф.

Чтобы поиск таких материалов, а значит и товаров был более удобным, ДВЕРЬ к заветной ПОЛКЕ теперь будет постоянно здесь. Достаточно нажать на ссылку, чтобы войти в рубрику ЭКОТОВАРЫ В ЧЕЛЯБИНСКЕ.

 

Запись опубликована в рубрике Ностальгические прогулки по Челябинску с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий