ОСТАПУ БЕНДЕРУ И НЕ СНИЛОСЬ /о пользе сомневаться и задавать вопросы

Как говорил «великий комбинатор» есть множество способов относительно законного отъема денежных знаков у граждан. О многих современных способах Остап Бендер просто не знал и даже не догадывался, потому что никогда не пользовался мобильным телефоном. Одним из современных способов, получившим широкое распространение в последние годы , является СМС-мошенничество .
Встречаются то и дело о нем тревожные сообщения. Предупреждения вкладчиков банка и сотовых телефонов об опасности. А предупрежден, как известно, значит – защищен. Увы, говоря о достижениях технического прогресса и о появлении нового качества в «технологии комфорта» следует знать и говорить и об этом – той опасности, которая может подстерегать и о том, как обезопасить себя, если…
Например были случаи, когда клиенты Сбербанка получали мошеннические СМС-сообщения о блокировке банковских карт или о проведении операций, которых клиент не совершал.
В смс-сообщении указывался контактный номер телефона, как правило, сотовый, позвонив на который клиент попадал в мнимую «Службу поддержки» банка и, в конечном результате, лишался своих денег.
Эксперты отмечают, что мошенники становятся всё более изощрёнными: смс отправляют от имени «Центробанка» или «Сбербанка», знают имя получателя, иногда указывают телефон мнимой службы поддержки, который начинается на 8-800-… Во время разговора представляются сотрудниками банка, службой поддержки клиентов, службой безопасности и стараются вас разговорить — узнать у клиента паспортные данные, адрес места жительства, а также информацию, указанную на банковской карте. Что делать? При получении СМС о блокировке карты, списании денег не перезванивать по номерам, указанным в СМС. А по всем вопросам, связанным с банковской картой или банковским счётом, звонить только по бесплатным телефонам службы поддержки банка, которые указаны на обороте вашей банковской карты, или стоит зайти в ближайший офис банка, где сообщить о случившемся.
Правило, о котором не нужно никогда забывать: сотрудники банка никогда не спрашивают у клиента пароли и пин-коды. Правила нужно знать, чтобы их соблюдать. Правилам нужно учить. Вот пример челябинского банка: в течение месяца владельцы пластиковых карт Челиндбанка получали SMS-сообщения, содержащие полезные советы и правила, которым необходимо следовать, чтобы не стать жертвой возможных мошеннических действий.

— Отправляя СМС – сообщения, мошенники обычно не знают, каким банком выдана карта и существует ли она вообще у человека. – говорит Александр Бреславский, начальник отдела развития карточных продуктов Челиндбанка. – Они рассчитывают на то, что сегодня практически у каждого гражданина есть в наличии хотя бы одна карточка какой-либо кредитной организации. Отработанных схем СМС – рассылок у преступников много.
Например, очень распространёнными стали мошеннические рассылки о блокировке карты, часто якобы от службы безопасности. Суть мошенничества в следующем: абоненту присылают СМС о том, что с его банковской картой какие-то проблемы. Иногда указывается, что «карта заблокирована», в другом случае ее «действие приостановлено» и т. д. Если владелец карты перезванивает на указанный в сообщении номер мобильного телефона, его пытаются убедить подойти к банкомату и нажать определенные кнопки якобы для устранения проблемы. На самом же деле клиент своими руками переводит деньги на принадлежащие преступникам номера мобильных операторов или электронные кошельки.
К другой мошеннической схеме, которую используют преступники в отношении владельцев мобильных телефонов, относятся попытки обманным путем получить от клиента полные реквизиты карты (номер, срок действия, проверочный код) для последующего проведения мошеннических операций в Интернете.
Как же от этого защититься?
— Прежде всего, к любым неприятностям нужно относиться с холодной головой. Вначале обратите внимание на телефон, с которого пришло СМС. В большинстве случаев банки рассылают СМС без использования телефонов, напрямую через СМС – центры сотовых провайдеров, поэтому вместо обратного номера телефона обычно стоит название банка (например, в СМС – сообщениях от ОАО «ЧЕЛИНДБАНК» вместо обратного номера указано «CHELINDBANK»).
Как правило, мошенники не знают, клиентом какого учреждения вы являетесь, поэтому и подписываются пугающе безымянной «службой безопасности», которая, кстати сказать, вообще с клиентами по этому поводу не общается. Ни один банк не будет рассылать СМС от имени одной из своих служб, все СМС — только от имени банка.
Еще один важный момент – банк не присылает сообщений тем клиентам, которые не подключены к СМС – информированию. Не принято заниматься рассылкой, сообщающей о блокировке карты.
Еще стоит знать: преступники уже почти не просят называть ПИН-код. Потому что большинство клиентов уже приучены, что это священная тайна. А упор делается на коде CVV, который дает возможность рассчитаться картой в Интернете. И уж, конечно, сотрудник банка не станет спрашивать у вас остаток по карте (да и остальные данные тоже).
Что же делать в случае получения мошеннического СМС – сообщения? При любом подозрительном случае немедленно обращаться в банк с подробным рассказом о подозрениях. Помните: несмотря на то, что банки, оказывающие услуги по пластиковым картам, пользуются современными технологиями и не экономят на защите своих клиентов от возможных мошеннических действий, все их усилия могут быть напрасными без бдительности и внимательности самих держателей карт.
И еще общее правило: предупрежден – значит защищен…

И все же тема эта, к сожалению, остается актуальной. Вот совсем свежее сообщение из Екатеринбурга: решение мирового судьи о незаконности списания 40 тысяч рублей с лицевого счета клиента через «Мобильный банк» будет обжаловано. Банк предполагает, что владелец банковской карты, обратившийся с исковым заявлением в суд, стал жертвой мошенников.
В течение нескольких лет клиент пользовался услугой «Мобильный банк». Данный сервис позволяет получать информацию об операциях по банковской карте путем смс, которые отправляются на указанный клиентом номер сотового телефона, а также совершать с этого номера различные платежи. По информации банка, мошенники убедили истца подключить к карте неизвестный ему телефон. Таким образом, злоумышленники стали получать смс о начислении денежных средств на счет клиента, и списывать их в свою пользу.
Для того, чтобы пресечь мошеннические действия, клиенту необходимо было обратиться в банк с заявлением об отключении услуги «Мобильный банк» от принадлежащего преступникам номера. Однако вместо этого истец написал заявление на перевыпуск карты, что не решило его проблем – за лицевым счетом по-прежнему был закреплен сотовый номер злоумышленников. Согласно законам, банк не имел права остановить списание средств, так как оно было санкционировано самим клиентом.
Клиент обратился в суд с исковым заявлением о незаконности списания средств Сбербанком. Дело было рассмотрено мировым судьей Железнодорожного района Екатеринбурга. Суд частично удовлетворил требования истца, признал незаконными действия банка по списанию денежных средств с дебетовой карты.
Вместе с тем, банк сообщает, что обязанности по обеспечению безопасности выполняемых услуг организация выполняет полностью. В большинстве случаев люди, обращающиеся с жалобами на незаконное списание средств, являются жертвами мошенников. Злоумышленники под различными предлогами вынуждают владельцев банковских карт совершить ряд операций в устройствах самообслуживания, благодаря которым мошенники получают контроль над состоянием лицевого счета своих жертв.
Поэтому вновь и вновь можно сказать: люди – будьте бдительными и не поддавайтесь на провокации злоумышленников. А при любых сомнениях в работе с устройствами самообслуживания не стесняться и обратиться с вопросом к работниками отделения банка .

Подготовил Сергей Белковский

Запись опубликована в рубрике Новости челябинских банков, Технологии комфорта с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий