На острове Канта /Калининградские впечатления

У острова Канта, Калиниград, фото Сергея Белковского

У острова Канта, Калиниград, фото Сергея Белковского

На острове Канта нам встретился интересный человек. Пожилой, ему было уже за восемьдесят — пришел погулять на этот уголок земли, окруженный водами реки. Представился Евгением Петровичем и предложил поводить и показать этот остров.

Он говорил больше часа и мы нисколько не пожалели, что не присоединились к какой-нибудь экскурсии, которых здесь бывает множество.

Встреча у Кафедрального собора, фото Сергея Белковского

Встреча у Кафедрального собора, фото Сергея Белковского

В конце войны на острове был десяток улиц и жило много людей, это был центр города. А в центре острова — кафедральный собор. Во время американских бомбардировок люди — старики, женщины и дети собрались вокруг собора, надеялись, что его не тронут. Но разрушения оказались ужасными, погибло, как сказал нам, старожил города Евгений Петрович, несколько тысяч человек — вот на этом небольшом кусочке земли.

Деревья тоже не уцелели, лишь в начале шестидесятых годов остров засадили аллеями вновь.

Встреча у Кафедрального собора, фото Сергея Белковского

Встреча у Кафедрального собора, фото Сергея Белковского

Кафедральный собор был построен в середине тринадцатого столетия, в стиле северо-германской готики. Во время второй мировой войны был разрушен. Уцелели и развалины от него чудом в послевоенное время, так как  хотелось  уничтожить все, что напоминало в Кенигсберге о  досоветской эпохе. Считается, что спасла собор могила Канта.

Восстанавливаться собор стал лишь в 90 годы прошлого века, совсем недавно.

У могилы Канта, фото Сергея Белковского

У могилы Канта, фото Сергея Белковского

У Канта могила окружена специальным мавзолеем, стены его состоят из колонн и открыты миру. Как нам пояснил Евгений Петрович, это символизирует, что мысли и учение великого мыслителя открыты миру, продолжают жить, выходят к людям.

Гегеля и Канта, конечно же, в студенческие годы изучал. Не предполагая, что окажусь на том месте, где он ходил, где учил студентов, где думал и писал. И где — похоронен.

Захотелось вспомнить, что проходилось, но уже забылось… Возможно, и вам будет тоже интересно вспомнить про одного из величайших людей мира.

Иммануил Кант (1724-1804) — титан философской мысли всех времен. Его имя среди самым крупных философов человечаства —  Платон,  Аристотель…

Он родился в Кенигсберге в Пруссии.

После окончания школы Кант поступил в

Кенигсбергский университет. Закончив его, он зарабатывал себе на жизнь частными уроками в прусских семьях.

В 1770 г. стал профессором логики и метафизики этого университета и оставался на этом посту до того, как ушел в отставку за три года до смерти.

Кафедральный собор в Калиниграде, фото Сергея Белковского

Кафедральный собор в Калиниграде, фото Сергея Белковского

Жизнь Канта была бедна событиями. Он жил спокойной и размеренной жизнью, путешествовал мало и приобрел репутацию очень пунктуального человека.

Ежедневно совершал прогулки в точно назначенное время, и люди могли сверять свои часы по этим прогулкам.

Вид на Кафедральный собор в Калиниграде, фото Сергея Белковского

Вид на Кафедральный собор в Калиниграде, фото Сергея Белковского

Он так и остался холостяком, хотя, как говорят, любил компании, особенно красивых и воспитанных женщин.

«Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир» [Соч. В 6 т. Т. 1. С. 126].

Хотя Кант и признавал Бога в качестве создателя мира, но вся его концепция развития утверждала, что в мире уже содержится сама причина возникновения и развития природы. Эта концепция не имела воздействия на научную мысль своего времени, так как долгое время не была известна общественности из-за того, что издатель обанкротился и весь тираж пропал. Впоследствии концепция Канта была названа гипотезой Канта-Лапласа. Последний независимо от Канта выдвинул свою версию возникновения мира.

Основные положения критического периода изложены Кантом в произведении «Критика чистого разума» (1781), в котором он собирался разработать принципы теоретического и практического познания.

В «Критике чистого разума» Кант выявляет условия, при которых возможны главные формы научного знания.

Эта проблема конкретизируется у Канта в следующих трех вопросах: «Как возможна чистая математика?», «Как возможно чистое естествознание», «Как возможна метафизика как наука?».

Основной вывод, к которому приходит Кант, состоит в положении, что рассудок диктует законы природе. В этом состоит совершенная Кантом «революция в философии», аналогичная коперниканскому перевороту. Под природой Кант понимал «связь существования явлений по необходимым правилам, т.е. по законам», и эти законы априорны, и они делают природу возможной.

При рассмотрении «рациональной теологии» заслуживает внимания выявленная Кантом несостоятельность доказательств бытия Бога, которые у него сводятся к трем: онтологическому, космологическому,физико-теологическому. Опровергнув все доказательства бытия Бога, Кант приходит к выводу, что все попытки чисто спекулятивного применения разума к теологии бесплодны, а принципы его применения к природе не ведут к теологии.

Значение этих опровержений доказательств бытия Бога в том» что они способствовали освобождению философии от теологии, которая еще была сильна в то время в Германии.

Одной из важнейших задач философии Кант считал понимание сущности нравственности, которая регулирует поведение человека. Он писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем еще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во

мне» [Соч. Т. 4. Ч. l.C. 499].

‘Основа нравственности лежит, по Канту, априори в понятиях чистого разума. В данном случае разум Кант понимает как практический разум, а не теоретический, как было раньше.

В работе «Метафизика нравов» Кант представил целый комплекс нравственных обязанностей человека. Он считал очень важными обязанности человека по отношению к самому себе, в которые включал заботу о своем здоровье и своей жизни. Он рассматривал в качестве пороков самоубийство, подрыв человеком своего здоровья путем

пьянства и обжорства. К добродетелям относил правдивость, честность, искренность, добросовестность, чувство собственного достоинства. Высказывался, что не следует становиться холопом человека, допускать безнаказанного попрания своих прав другими, допускать угодничества и т.п.

К числу обязанностей в отношении друг к другу он относил любовь и уважение. Пороки, которые противостоят уважению, являются высокомерие, злословие и издевательство. Особенно подчеркивал дружбу между людьми, основанную на взаимной любви и уважении. Кант полагал, что добродетели необходимо учить и начинать это делать надо с ранних лет, наставляя ребенка в моральном катехизисе.

Кант довольно определенно высказывается о независимости нравственных норм от веры в Бога.

Все существовавшие в истории религии Кант рассматривал как виды ложного богопочитания. Единственно истинная религия содержит в себе лишь нравственные законы, устанавливаемые практическим разумом, и ничего более. В этом духе он стремился истолковать христианство.

В своей философской эстетике Кант дал понятие прекрасного. Он говорит, что «прекрасно то, что всем нравится без (посредства) понятия». Эстетическая способность суждения для Канта состоит в том, чтобы испытать чувство удовольствия (благорасположения),которое испытывают от предметов, оцениваемых как прекрасные или возвышенные. Эстетическое удовольствие отличается от просто приятного, которое испытывают в чувствах, и доброго, которое испытывают в моральных отношениях.

Эстетическая оценка произведения искусства, по Канту, заключается в том, что мы получаем удовольствие, получаемое не из понятия, а из созерцания формы эстетического предмета. В этом случае эта эстетическая оценка субъективна, но она высказывается так, что вроде имеет всеобщее значение. Произведение искусства должно

рассматриваться как целесообразное, но эта целесообразность не имеет цели, а потому прекрасное и нравится нам, что мы не имеем практического интереса.

Кант заканчивает анализ эстетической способности суждения рассмотрением эстетически возвышенного, основывающегося на чувственном восприятии предметов природы.

Для Канта философы были представителями народа перед государственной властью.

Большое значение придавалось Кантом вопросам войны и мира. В работе «Идея всеобщей истории…» он высказывает мысль о вечном мире, который должен быть заключен между государствами, иначе войны могут уничтожить все достижения цивилизации. Он разработал проект договора о вечном мире, который подробно изложен в произведении «К вечному миру».

Главные положения безнравственной политики Кант определяет следующим образом: 1) захватывание чужих земель, а затем поиск оправдания этим действиям; 2)отрицание своей причастности к преступлениям; 3)проведение принципа «разделяй и властвуй». Главным средством против безнравственной политики Кант считает публичность, гласность всех политических действий.

Источник — http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/FilosPers/43.php

Материал прочитан на сайте

Библиотека Гумер

Это:
— представление различных, полярных точек зрения на исторические, культурные, религиозные события
— оценка информативности произведения, а не личности автора
— свободное освещение уже прошедших событий и никаких призывов к насилию сегодня и завтра
— не допускаются материалы призывающие к унижению одних людей и превосходству других по любым признакам
— помни: тебя уважают настолько, насколько ты уважаешь других
— помни: умный учится на ошибках других, а глупый на ошибках своих

Запись опубликована в рубрике Калининград - Кенигсберг/Личные впечатления с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий